НАЗАД К СТРАНИЦЕ МАРШРУТА
ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ “ПЯТЬ СТОЛЕТИЙ ВЕРЫ”

Тихвинский шлюз

Новая столица, основанная Петром Великим на самой окраине государства, остро нуждалась в устройстве надлежащих путей сообщения. До появления железных дорог (вторая половина ХIХ в.) транспортными артериями являлись водные пути. Пётр запланировал создание Тихвинской водной системы и лично проводил изыскания по её строительству. Шаги к созданию Тихвинской системы император предпринимал вплоть до своей смерти, но ряд причин помешал ему осуществить свой замысел. В течение ХVIII в. каждый российский император рассматривал вопрос создания Тихвинского пути. 1 января 1802 г. Александр I подписал указ о начале строительства Тихвинской магистрали. В 1811 г. водный путь был официально открыт: он ещё не был достроен, но началась война с Наполеоном, и требовалось срочно ввести магистраль в эксплуатацию.

Тихвинский шлюз был построен в 1811 г., всего в течение 19 века на водном пути было построено 62 гидроузла. Гидроузел состоит из двух основных сооружений – плотины, поднимающей уровень воды в реке выше по течению, и шлюзовой камеры, через которую судно преодолевает этот искусственный барьер на реке. В ХIХ в. в течение навигации через шлюз ежегодно проходило около 3-5 тысяч судов.

Тихвинская система имела колоссальное значение для государства: через неё осуществилось снабжение столицы и северо-западного региона, по водному пути в страну проникали иностранные товары, прибывавшие в порт Петербурга и экспортировались отечественные товары. Так, например, дёготь из Тихвинского края экспортировался в Германию.

Гидросооружения Тихвинской водной системы отличались простотой и прочностью, были высокоэффективными в эксплуатации. Тихвинские шлюзы – это техническое достояние нашей страны, памятник достижений отечественных инженеров и высокого мастерства тихвинских мастеров. Тихвинская водная система использовалась до 1960-х гг. и была закрыта с введением в эксплуатацию мощного Волго-Балтийского водного пути.

В 1888 г. на территории гидроузла был выстроен памятник-часовня в честь святых апостолов Петра и Павла. Проект памятника был разработан начальником Тихвинской войной системы Л.Х. Бучацким. Часовня представляла собой крестообразное в плане помещение с большим центральным куполом, её фасады выстроены в русско-византийском стиле, фасад украшен колонками и резьбой, ко входу вели ступени. Часовня восходит к архитектурному типу ротонды. Во внутреннем пространстве часовни святых Петра и Павла, небесных покровителей Петра Великого. В закладке часовни 26 июня 1887 г. принял участие великий князь Владимир Александрович, прибывший в тихвинский монастырь на празднование Дня явления Тихвинской иконы Божией Матери. Часовня была приписана к Тихвинскому Богородицкому монастырю.

В 2014 г. Тихвинский шлюз был капитально реконструирован: его внутренняя часть выполнена из железобетона, и обшита снаружи деревом в соответствии с историческим обликом.

Поклонный крест.

26 июня 1887 года на островке между Тихвинской плотиной и шлюзом состоялась церемония закладки часовни в память об основоположнике Тихвинской водной системы, Петре 1. 30 мая 1889 года, в день рождения императора, часовня была освящена в часть апостолов Петра и Павла. Размером часовня была три на три метра, высотой – пять метров.

В тридцатых годах XX века часовня была снесена. Через несколько десятилетий на ее фундамент была поставлена перевезенная из деревни Никульское часовня Параскевы Пятницы. После революции о часовне стали забывать.

В 1979 году завершилась реконструкция часовни Параскевы Пятницы. Однако часовня никак не использовалась и не охранялась, и в 1983 году она чуть было не сгорела. Местные жители считали, что Богородица не смогла больше смотреть, как идет надругательство над Параскевой Пятницей и придала часовню огню.

Часовню восстановили, но она снова оказалась ничьей. В 2000 году часовня сгорела.

В 2014 году на месте сгоревшей часовни Параскевы Пятницы установлен поклонный крест.